Рецензия на книгу «Аюрведа. Здоровые рецепты с тысячелетней историей для современной жизни» Томаса Яремы

Аюрведа Томас ЯремаКогда впервые берёшь в руки эту огромную увесистую книгу, кажется, что это именно то, что ты так давно искал: основы Аюрведы и 150 красочно иллюстрированных аюрведических рецептов, распределённых по типам конституции человека: вата, питта, капха.

Бесценная находка, на первый взгляд.

Но не всё так просто. Хочу рассказать вам о том, что меня сильно удивило.

9 фатальных упущений авторов

Любую новую книгу с рецептами я начинаю листать, просто наслаждаясь «вкусными» фотографиями и представляя, как я буду готовить то или иное блюдо. Так было и на этот раз.

Но меня подстерегал неприятный сюрприз.

Упущение 1. Зачем здесь такие рецепты?

В книге с названием «Аюрведа» никак не ожидаешь встретить рецепты с мясом. Но чуть ли не первая картинка, которую я увидела на случайно открытой странице –  был рецепт с курицей. Рядом – рецепты с рыбой. Всё первое позитивное впечатление от книги было напрочь испорчено. И теоретическую часть об Аюрведе я начала читать с навязчивым ощущением, что авторы, претендующие на звание экспертов по Аюрведе, не знают главного принципа этой древней науки: Ахимса – ненасилие. Всё ведическое знание построено на этом принципе.

Если я вижу ложь в одном, как можно вообще доверять авторам? Их рекомендациям по питанию и правильному образу жизни и т.д. Каким образом в книгу об Аюрведе могли попасть рецепты с мясом?

Чуть позже я нашла ответ на этот вопрос.

Но обо всём по порядку.

Упущение 2. То, чего нет

Не понравилось то, что рецепты в книге – авторские, т.е. от шеф-повара, но на обложке книги крупными буквами написано «рецепты с тысячелетней историей».

Традиционные индийские блюда, такие как бирияни, пури, алу кофта, кичри, пакора, действительно имеют давнюю историю. И сто, и двести лет назад в Индии их готовили точно так же, как сейчас.

А можно ли назвать «рецептами с тысячелетней историей» рецепты, где встречаются такие ингредиенты:

  • аминокислоты Брэгга,
  • кленовый сироп,
  • руккола,
  • салатный цикорий,
  • подсластитель цуканат,
  • агар-агар,
  • водоросли хидзики,
  • араме,
  • дульсе и др. диковинные компоненты?

Да тысячу лет назад индийцы и знать не знали, что это за еда такая…

Впрочем, коллектив авторов здесь ни при чём. Оригинальное название книги Eat. Taste. Heal. An Ayurvedic Guidebook and Cookbook for Modern Living Как видите, никакого намёка на тысячелетнюю историю рецептов. Для красоты звучания издательство добавило то, чего в книге нет.

Упущение 3. Гуны

Я привыкла к тому, что под словом «гуна» подразумевается некое энергетическое свойство пищи, которое передаётся человеку и влияет на его настроение/ способность действовать. Т.е. любая пища находится в гуне благости, страсти или невежества (саттва, раджас или тамас). От тамасичной пищи люди становятся инертными и раздражительными, от раджасической – энергичными, но впадающими в ложные иллюзии, от саттвичной – становятся спокойными. У них очищается ум, разум, люди стремятся к познанию Бога.

В книге же под словом «гуна» подразумевают охлаждающие или согревающие свойства пищи. Проблема в переводе на русский, может быть?

Упущение 4. Продолжаем спор о гунах. Саттва, раджас и тамас

Что читаем дальше?

В разделе «Общие сведения о рационе питания: вата, питта и капха» приведён список саттвичных продуктов, раджасических и тамасичных.

Почему-то в список раджасических продуктов попали:

  • чеснок
  • маринованные огурцы
  • яйца
  • лук
  • уксус
  • кофе
  • алкоголь

Хотя все эти продукты относятся к невежественной пище, т.е. тамасичной.

В списке тамасичных продуктов удивляют:

  • рафинированный сахар
  • белая мука
  • сыр (не указано, какой)

Хотя это гуна саттвы (за исключением твёрдых сортов сыров).

Упущение 5. Странные цитаты из книги

1.    «Продукт становится вредным только в случае зависимости от него».
Категорически не согласна. Вредно-полезно определяется и химическим составом пищи, и тем, к какой гуне она относится – благости, страсти или невежества. Если у человека нет сильной алкогольной зависимости, это ещё не значит, что выпитый стакан водки не будет ему вреден.

2.    «Алкоголь нужно употреблять осторожно».
Без комментариев. В аюрведической книге странно видеть такую рекомендацию. Особенно слово «нужно».

3.    «Для восстановления сил и оджаса после занятий любовью аюрведа рекомендует использовать простые приёмы. Прежде всего примите прохладную ванну или душ и выпейте воды или немного вина.»

4.    «Вата-фаза менструального цикла характеризуется кровотечениями. При потере крови в этот период рекомендуется употреблять такие железосодержащие и богатые минералами продукты, как бульоны, супы и тушёное мясо, а также высококачественные жиры и белки».

5.    «Животные белки (яйца, рыба и курица) способствуют быстрому восстановлению тканей тела» — имеется в виду после родов.

Друзья, как вам такие рекомендации? Мы с вами всё ещё говорим об Аюрведе,  науке о жизни, основой которой является Ахимса – ненасилие?

К сожалению, авторы совсем не пишут о влиянии пищи на ум и разум. И во многом книга противоречит сама себе. На 2х соседних страницах можно встретить как рекомендации и по переходу на вегетарианство, так и рекомендации по употреблению в пищу мяса для каждой их 3х дош, чем окончательно запутывают читателя.

Упущение 6. Так пастеризация или кипячение?

Очередное противоречие. Авторы выступают против пастеризации молока, т.к. это дескать убивает все полезные витамины и ферменты, но ЗА кипячение, которое происходит при более высокой температуре. Почему?? Пастеризация происходит при температуре 76 градусов, а кипит молоко около 100 градусов. То ли это проблема перевода, то ли проблема авторов…

Упущение 7. Странные советы

Зачем в книге об Аюрведе приводится информация о том, как приготовить компост? Зачем там информация о генной инженерии и страшилки о ГМО, к чему Аюрведа с её 5000-летней историей  не имеет никакого отношения?

Упущение 8. Благословение пищи

Окончательно меня возмутило вот что.

Сперва читаем золотые слова: «Кухня – храм, а процесс приготовления пищи – выражение любви». Чуть дальше в книге речь заходит о молитве перед едой. И если уж говорим о Ведах и Аюрведе в частности, то совсем вопиюще-нетактичным по отношению к индийской культуре звучит благословение апачей (североамериканских индейцев) «за двуногих, четвероногих, крылатых… за тех, кто с плавникам и кто пресмыкается…». Всё это читаем в главе с названием «Азы Аюрведы». Какое отношение североамериканские индейцы имеют к Аюрведе?

Так и хочется обратиться… Господа авторы, почему в своей книге вы размещаете странные благодарности «за двуногих, четвероногих, крылатых», но не пишете о молитвах Богу и предложении Ему пищи, как это делают в Индии? Причём не абы какой пищи, а исключительно благостной, саттвичной? Мантра для освящения пищи Brahmarpanam Brahma Havir… с переводом смотрелась бы в этом разделе куда как более органично.

Упущение 9. Ингредиенты

По поводу рецептов хочется сказать, что даже при богатом выборе из (150 — 7) блюд в книге, что-то приготовить в российских условиях будет сложно Слишком уж много экзотических ингредиентов приводится в рецептах: аминокислоты Брэгга, листья фенхеля, кокосовое молоко, фиолетовая брокколи, батат, листья цикория, пастернак, кленовый сироп, амарантовая мука, мука из киноа, листья шалфея, хикама и др.

Притом, что я пользуюсь многими индийскими специями и не включила их в этот список, даже при наличии супермаркетов под боком, где и клубнику зимой можно купить, для меня 100%-е соблюдение рецепта остаётся проблемой.

Выводы

Не могу понять, на какую целевую аудиторию нацелена эта книга. Такое ощущение, что авторы хотели создать универсальную книгу «для всех», но, к сожалению, это не удалось.

Книга выглядит слабой попыткой адаптации древней культуры к образу жизни современного общества. Но имеет ли она право носить название «Аюрведа»? От настоящей Аюрведы здесь мало что истинно.

Удивительно, что шеф-повар «Аюрведы» сам вегетарианец, обучавшийся  когда-то у знаменитого Махариши Махеш Йоги. Он включил-таки в книгу и мясные рецепты.

Разве я стала бы на своём блоге размещать рецепты с мясом? Т.е. то, что не считаю полезным…

Вегетарианцам, увлекающимся Ведами, книга точно не понравится из-за множества противоречий с тем, что они уже когда-то слышали и читали, и постоянного упоминания мясных продуктов «как бы невзначай». Например, «для повышения усвояемости орехов, зёрен, сухофруктов, сушёных морепродуктов эффективно замачивание…».

Всеядные люди, случайно заглянувшие в эту книгу, также запутаются в рекомендациях и не увидят в вегетарианстве ничего привлекательного. Раз авторы сами так и не могут понять, какую точку зрения они излагают в книге – то ли за вегетарианство, то ли нет.

О плюсах книги

Плюсы есть! Хоть и немного их…

  1. Во-первых, можно адаптировать блюдо для любой доши. Внизу под каждым рецептом даются советы, как «из блюда для питты» сделать «блюдо для капхи» путём незначительных замен ингредиентов. Удобно, когда готовишь на всю семью. Для нескольких дош.
  2. Понравилось то, что в каждом рецепте указаны альтернативные ингредиенты для тех, кто не усваивает молоко или у кого аллергия на глютен.
  3. Понравилось издание – цветные фотографии готовых блюд на всю страницу А4, белая бумага, крупный шрифт. Всё эстетично и приятно глазу, как и в любой книге издательства МИФ.

Однако не хочу, чтобы красочность «Аюрведы», богатый внешний вид книги и сочные иллюстрации отвлекали от смысла текста! По роду своей деятельности я копирайтер, поэтому для меня на первом месте всегда будет его величество текст, а не обрамление.

С пожеланиями добра, здоровья и мира всем и каждому,
Shanti Shanti Shanti.
Татьяна Пушкина.

P.S. Удивляюсь высоким оценкам, поставленным этой книге в моём любимом книжном магазине labirint.ru . Может, её вдумчиво никто не читал? Если нужно подарить подруге красивую кулинарную книгу рецептов, лучше выберите «Рецепты здоровья и долголетия» Лиэнн Кэмпбелл. Она меня вдохновляет гораздо больше. Читайте рецензию по ссылке.

Поделитесь с друзьями

0

Оставить комментарий

Присоединяйтесь в Facebook
Обязательно прочитайте